
Теория познания – это гносеология. Она представляет собой раздел философии, в котором изучается возможность познания человеком самого себя и мира в целом. Исследуется путь познания, предметы и соотношение их с другими предметами.
В пику данному течению, как и водится в философии, было создано и другое – агностицизм – учение о полной или частичной непознаваемости мира. Агностики отрицают возможность адекватного отражения вещей. Философ-агностик Юм утверждал, что наши знания – это отражение наших ощущений, а не реального мира. А «частичный агностик» Кант, ограничивал познание видимыми явлениями. Современные агностики Хайдеггер и Ясперс — склонны к версии о полной непознаваемости бытия.
Разделы и представители гносеологии
- Сенсуалисты-эмпирики: Дж. Локк, Т. Гоббс
- Рационалисты: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза
- Философы-конструктивисты: Фихте, Гуссерль, Коген
- Интуитивистская теория познания: А. Бергсон, С. Н. Франк, Н. О. Лосский
- Прагматическая теория познания: Дьюи, Джемс
- Религиозно-философская теория познания.
Современная теория познания не однобока, она переплетена дилеммами и является синтезом различных направлений философской науки. Она не дает однозначный ответ на вопрос: можно ли знать всё?
Обычный человек, не увлеченный философией, найдет ответ гораздо быстрее и, скорее всего, ответит, что знать все — невозможно, потому что для изучения «всего» не хватит времени жизни и ресурсов человеческого мозга.