Букварь — первая книга-учебник, которая попадает в детские руки. С нее начинается путь школьника, вчерашнего дошколенка, к знаниям. По этой книге дети учатся писать и читать.
Давным-давно дети также ходили в школу, но читать учились не по букварю. В старину вырезали буквы на дощечках из дерева. Потом стали появляться книги. Уже в древности люди пришли к выводу, как важны книги, источники важного и интересного. Сначала они писались от руки и также переписывались. Это занимало много времени, и книги были распространены мало, а значит и мало людей могли их прочесть. Потом люди изобрели типографские машины, с их помощью появился первый печатный учебник Ивана Федорова — азбука. Буквы азбуки немного были похожи на наши. Потом на смену азбуке к детям пришел букварь, который теперь составляет основу школьной программы по дисциплине «чтение».
Чем отличается азбука от букваря?
Вообще-то, азбука — это только алфавит с картинками и стишками на каждую из букв, а также последовательность букв, которые приняты в данной письменности и имеют определенный порядок расположения. Название «азбука» пошло от старославянских букв «аз» и «буки», которые были первыми буквами алфавита.
Букварь же — это то, по чему все учатся читать. Здесь буквы не даются в алфавитном порядке, они отсортированы по «степени сложности» и используемости в речи. Здесь же присутствуют упражнения, дающие навыки правильного чтения, в них сложность повышается от начала к концу книги, от маленьких слов до больших текстов. Букварь – это, пожалуй, важнейшая книга в школьной программе для начальных классов. Недаром праздник букваря в 1 классе отмечается во многих школах как своеобразное посвящение детей в школьную жизнь. Букварь — это еще и первый учебник в школе по развитию речи и логики детского мышления.